Сегодня -
   


На главную

Выбираем лодку для рыбалки

В начале лета (а кто-то начинает заботиться еще зимой) многие рыболовы решаются на одно из самых важных приобретений — покупку лодки и подвесного мотора. Техника это достаточно дорогая, при грамотной эксплуатации служит долго, а значит, как всегда, встает вопрос: как подобрать себе такое плавсредство, которое служило бы верой и правдой и в дальнейшем не возникало мыслей по поводу того, как избавиться от не оправдавшего надежды комплекта. Сделать это без больших финансо-вых потерь достаточно сложно, поскольку буквально за два года эксплуатации лодка и мотор могут потерять от начальной стоимости до 30—40%.

Начнем с выбора лодки, хотя, конечно же, в идеале нужно подбирать и лодку, и мотор одновременно. В последние годы большинство рыболовов выбирает для передвижения по воде лодки из ПВХ — в первую очередь из-за удобства их транспортировки при схожих мореходных показателях с лодками металлическими.

ПВХ (полихлорвинил) — материал, который обладает достаточно высокой прочностью, эластичностью и практически совершенно не страдает от воздействия влажной среды. Другими словами, такие лодки совсем не обязательно сушить после каждой рыбалки. Единственное, что оказывает негативное действие на материал ПВХ — это солнечный свет. Разумеется, лодка не разрушится у вас на глазах под лучами солнца, но чем больше она находится на свету, тем больше подвергается материал ПВХ разрушению. Хотя в последние годы и делают все более совершенные материалы, но пока добиться 100%-ного результата не удалось. Поэтому для рыбалки рекомендуется брать лодки светлых или вовсе белых тонов, поскольку такие плавсредства меньше подвержены действию ультрафиолета. Лодки темных и прочих защитных цветов оправданы лишь для охоты.

На что обращать внимание?
На сегодня моделей лодок из ПВХ для рыбалки и отдыха великое множество и каждый может выбрать себе лодку по запросам и средствам. На какие же моменты следует обратить внимание при выборе определенной лодки? Конечно же, в идеале это должен быть достаточно известный и уже проверенный отечественный или зарубежный производитель, либо лицензионный Китай или Корея, где делают очень качественные копии известных лодок, правда, под другими названиями. Существует некая средняя цена достойных лодок из ПВХ, на которую и надо ориентироваться. Покупать лодки ценой ниже не рекомендую. Тут не работает схема: «Чуть дешевле — чуть хуже». Может статься так, что чуть более дешевая лодка на поверку окажется полностью непригодной, да и прослужит вам крайне мало.

Допустим, вам в магазине порекомендовали несколько вариантов достойных и проверенных лодок. Прежде всего нужно осмотреть конструкцию пола (пайола) лодки. Есть два варианта: жесткий пол (фанера, алюминий, в последние годы — еще и пластик), либо аир-дек (надувное дно). Какой пол лучше — вопрос риторический, смотря, для каких целей. Если вы будите ловить один (максимум вдвоем), ездить на короткие расстояния под слабомощным мотором от 2 до 8—10 л.с. — тогда удобнее пол из аирдека. Подобную лодку и собирать легче (особенно одному рыболову), весит она существенно меньше «собратьев» с твердым дном, да и помещается всего в одну сумку, что удобно при транспортировке.

Но чем длиннее ваши путешествия на воде и чем больше в лодке пассажиров и груза (соответственно, используется более мощный мотор), тем более оправдана покупка лодки с жестким полом. В таком случае вам и собирать лодку несложно — есть напарник. Жесткий пол лучше держит курсовую устойчивость (лодку не трясет на мелкой волне, что характерно для лодок с аирдеком). Жесткий пол более надежен в эксплуатации и не подвержен таким повреждениям, как аирдек, а именно: последний можно прожечь угольком от сигареты, процарапать камешком, застрявшим в протекторе сапога и т.д. Кроме того, отсутствие жесткости пола в продольном направлении на лодках с аирдеком затрудняет выход в режим глиссирования. Возможно, в будущем создадут аирдек, не уступающий по прочности жесткому полу, и тогда сама по себе исчезнет проблема выбора, но на данный момент ситуация выглядит так.

А вот что лучше: фанера или алюминий? Вопрос скорее вкуса, чем серьезных практиче-ский различий. Фанера при должном эксплуатировании служит не существенно меньше, чем алюминий. Фанерный пол лишь нужно периодически просушивать и подкрашивать водостойким лаком. Многие рыболовы на пол укладывают кусок линолеума и тем самым решают сразу несколько проблем: не повреждается пайол и проще мыть лодку после ры-балки (вся грязь остается только на линолеуме). Вообще же лодку из ПВХ рекомендуется достаточно часто мыть пресной водой и обычными бытовыми моющими средствами. Особенно тщательно нужно промывать лодку перед зимним хранением. Во время рыбалки на борта и дно лодки попадает много слизи рыбы, которая привлекает запахом мышей и крыс. Эти животные очень сильно реагируют на подобные запахи и способны выгрызать в лодках большие дыры, после чего они часто бывают непригодными для ремонта. Так что на зиму лучше промывать лодку моющими средствами с резкими запахами — для того, чтобы отбить запах рыбы, и хранить ее в защищенном от грызунов месте.

Немаловажный момент при выборе лодки — это ее длина.
При прочих равных все же лучше брать лодку чуть подлиннее (в разумных пределах, конечно же). Причем длина играет в плюс не только в увеличении полезной площади, но и на глиссер такая лодка выходит лучше. Скажем, если вы стоите перед выбором: 280 или 300 см, то, конечно, стоит выбирать последний вариант. Единственный недостаток: вместе с длиной пропорционально увеличивается и цена лодки.

Еще один немаловажный момент — это способность лодки быстрее выходить на режим глиссирования. Разные модели лодок при одинаковых параметрах длины и веса выходят на глиссер с отличиями. Связано это с аэродинамическими характеристиками, особенно с формой надувного киля. Но узнать об этих нюансах вам можно либо от продавцов магазина, либо от друзей-рыболовов, которые уже проводили тестовые испытания и обладают достоверной информацией.

Выбрав подходящую лодку, остается обратить внимание еще на несколько нюансов. Хорошо бы лодку покупать или уже накачанную в магазине, или попросить, чтобы ее накачали и полностью собрали при вас. На лодке не должно быть никаких потертостей и складок на баллонах в накачанном состоянии. Проверьте качество склеек, обязательно осмотрите транец.



Транец — самое важное место в лодке, именно сюда крепится мотор. Не рекомендуется брать транец, который приклеен к баллонам кусками ПВХ. Желателен вариант со специ-альными резиновыми накладками на транец, которые уже потом, в свою очередь, приклеиваются к баллонам. Такие резиновые накладки гасят вибрацию от работающего мотора, а значит, и транец прослужит вам дольше. Могу успокоить рыболовов: большинство солидных фирм только таким образом и крепит транец к баллонам.


Вопросы эксплуатации

Штатный насос («лягушка») накачивает лодку до паспортного давления с достаточно большим трудом. Поэтому качать таким насосом лодку нужно до тех пор, пока это физически возможно. Такой накачки хватает для того, чтобы без проблем ездить, но нужно иметь в виду, что если вы захотите повесить на транец более мощный, чем положено по инструкции мотор, то такая легкая «недокачка» может привести при движении по волнам к излишним вибрациям и сгибанию стрингеров (крепежи пола). В идеале было бы хорошо приобрести двухходовой насос (лучше всего с манометром), который позволит накачивать лодку до оптимального давления баллонов. Проверить нужное давление в баллонах можно и буквально «вручную». Под давлением большого пальца вашей руки баллон практически не должен прогибаться. Разумеется, в жаркий солнечный день лодку нужно слегка недокачивать. Но и эта проблема уже решена, и во многих лодках установлены такие клапаны, которые самостоятельно сбрасывают излишнее давление.

Перед первым выездом на воду обязательно нужно зарегистрировать лодку в ГИМС и нанести полученные регистрационные номера на оба борта лодки и в скрытом месте. Скрытое место — это не прихоть инспекторов, а в первую очередь ваша защита от воров. Скрытое место на лодке может быть выбрано вами где угодно, но, как правило, номер лодки наносят под пайолом непосредственно на днище. Высота букв и цифр на бортах лодки должна быть не менее 10 см, ширина штриха - минимум 2 см. Способов нанесения номеров очень много: различные пластиковые наклейки, через трафарет водостойкой краской, смешанной с клеем для ПВХ (на случай продажи такая смесь отлично стирается), и самый простой способ - черным водостойким маркером. За сезон нанесенный маркером номер, конечно, основательно стирается, но подкрасить его не составляет никакого труда и занимает по времени буквально пять - десять минут. Разумеется, в лодке нужно иметь полный комплект необходимого снаряжения, предусмотренного правилами ГИМС (список этого снаряжения будет прописан в техпаспорте вашей лодки).

В итоге
Подводя итог всех вышеперечисленных доводов, по логике вещей получаем, что самый практичный вариант для покупки лодки с аирдеком — длина до 280—330 см и моторчик в 4—10 л.с. Такой силы моторы спокойно увезут лодку с одним—двумя рыбаками и небольшим грузом. Лодки, рассчитанные на перевозку 2—3 и более пассажиров с поклажей, лучше брать с твердым полом длиной более 330 см. Сибирские рыболовы либо из-за масштабов наших рек и озер, а может, из-за широты душевной в основном выбирают лодки длиной 360—390 см. В данном случае, если есть финансовая возможность, брать предпочтительнее размер 390 см. Он имеет преимущество лучшего глиссирования на малом ходу, ваша лодка не сваливается в водоизмещающий режим при волнении. Лодки размеров в 360 и 390 см имеют одинаковые сумки и почти одинаковый вес (разница 1,5 кг).

И последнее. Не стоит приобретать на большую лодку мотор мощностью всего 6—8 л.с. с той целью, что потом, когда появятся деньги, вы купите более мощный мотор. Стоит маломощный мотор тоже достаточно дорого. По горькому опыту своих знакомых знаю, что через 1—2 года владельцы маломощных моторов, потеряв на продаже старого мотора до 30—40% от начальной стоимости, собираются брать новый и более мощный. И тут выясняется, что за прошедшие годы на такие моторы выросла цена (инфляция!), и в конечном итоге выходит так, что рыболов покупает еще один мотор, практически ничего не сэкономив. По английской поговорке — платит дважды.

На главную

 

2011
Все материалы сайта можно копировать с указанием ссылки на этот сайт

Hosted by uCoz